|
|
![]() | |||||||||
| |||||||||||
Детям со значительными речевыми рассторойствами (алалия, дизартрия, дислалия и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики Необходим логопедический массаж. Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменят состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями. Логопедический массаж преследует следующие цели: · Стимуляция разговорной речи при задержке развития ребенка · Снижение усиленного слюноотделения · Снижение гипертонуса мышц, участвующих в артикуляции. · Активизация мышц с недостаточной сократительной способностью. · Стимуляция кинестетических ощущений. · Снижение степени двигательных нарушений мышц при содружественных движениях, гиперкинезах, нарушении координации движений. · Создание условий к развитию произвольных движений артикуляционного аппарата. · Повышение эластичности мышечных волокон, сократительной функции. Условия проведения логопедического массажа В помещении должно комфортно и тепло. Особые требования к рукам массажиста. Они должны быть теплыми, чистыми, без каких-либо воспалительных заболеваний, без украшений, с коротко остриженными ногтями. Массаж проводят через 2 часа после приема пищи. Полость рта ребенка перед проведением сеанса следует очистить от крошек и остатков пищи. Массаж назначают курсом в 20 сеансов. Желательно проводить каждый день. После месячного перерыва курс желательно повторить. При выраженных нарушениях речи у детей длительность кура увеличивается. В зависимости от тяжести нарушений речевого аппарата и возраста ребенка время сеанса может быть от 5 до 25 минут. Первый сеанс длится 5 минут. В дальнейшем продолжительность массажа увеличивают. При проведении массажа ребенок должен быть спокоен, не чувствовать болевых и неприятных ощущений. К каждому ребенку необходим подход. Не следует с первых процедур укладывать его в горизонтальное положение. Лучше сделать первый сеанс в положении сидя. Со временем у детей возникает привыкание к массажу. Если ребенок настроен негативно, на первой процедуре выполните только легкие массажные движения на лицевой мускулатуре. Противопоказания к проведению массажа Массаж не назначают при следующих заболеваниях: · ОРВИ, ОРЗ. · Герпес на губе, лице · Воспалительные заболевания глаз · Воспаления ротовой полости Осторожно выполняют массаж детям с судорожным синдромом. В случае если ребенок плачет, вырывается и кричит, массаж стоит прекратить и успокоить ребенка. Логопедический массаж в домашних условиях Прежде чем делать ребенку логопедический массаж дома, вы должны проконсультироваться с логопедом. Профессиональный логопедический массаж включает обработку языка, которая выполняется с помощью специальных зондов. Этими приспособлениями легко поранить нежные слизистые полости рта. Лучше всего в домашних условиях пользоваться шпателем или зубной щеткой. Рекомендуется дома выполнять массаж шеи, плечевого пояса, артикулярных мышц в комплексе с рекомендованными логопедом упражнениями. Вы должны четко знать, какой именно массаж надо выполнять – расслабляющий мышцы или тонизирующий. Обо всех изменениях следует сообщать логопеду. Рекомендации для выполнения логопедического массажа. 1. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры. Применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи. Важно: Ребенку придать положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе. Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы). Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад: а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки; б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз. Расслабление лицевой мускулатуры: · поглаживание от середины лба к вискам; · поглаживание от бровей к волосистой части головы; · поглаживание от линии лба вокруг глаз; · поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей; · поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее; · поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа; · легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти; · надавливающий массаж лица от корней волос вниз. Расслабление губной мускулатуры: · поглаживание верхней губы от углов рта к центру; · поглаживание нижней губы от углов рта к центру; · поглаживание верхней губы (движение сверху вниз); · поглаживание нижней губы (движение снизу вверх); · поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ; · точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке); · легкое постукивание губ пальцами. При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число массажных движений. 2.Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры. Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса. Приемы: Энергичные и быстрые движения. Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз. Укрепление лицевой мускулатуры: · поглаживание лба от середины к вискам; · поглаживание лба от бровей к волосам; · поглаживание бровей; · поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны; · поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам; · сжимание подбородка ритмичными движениями; · разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам); · перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи); · пощипывание щек. Укрепление губной мускулатуры: · поглаживание от середины верхней губы к углам; · поглаживание от середины нижней губы к углам; · поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа; · пощипывание губ; · легкое покалывание губ. 3.Массаж язычной мускулатуры. Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут. Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями. Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э. Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд. Массаж для расслабления мышц языка: - точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью; - вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд). Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены: *От середины языка к его кончику и обратно. *От центра языка влево и вправо (“ёлочка”), *От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка), *Перекатывание пальца по языку в разных направлениях, *Пощипывание и растягивание краев языка. *Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно. Желаем Вам успехов!
| |||||||||||
| |||||||||||
|