ГБОУ СОШ № 215

Логопедический массаж

 

 
           Детям со значительными речевыми рассторойствами (алалия, дизартрия, дислалия и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики Необходим логопедический массаж.
Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменят состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

Логопедический массаж преследует следующие цели:

·                     Стимуляция разговорной речи при задержке развития ребенка

·                     Снижение усиленного слюноотделения

·                     Снижение гипертонуса мышц, участвующих в артикуляции.

·                     Активизация мышц с недостаточной сократительной способностью.

·                     Стимуляция кинестетических ощущений.

·                     Снижение степени двигательных нарушений мышц при содружественных движениях, гиперкинезах, нарушении координации движений.

·                     Создание условий к развитию произвольных движений артикуляционного аппарата.

·                     Повышение эластичности мышечных волокон, сократительной функции.

Условия проведения логопедического массажа

В помещении должно комфортно и тепло. Особые требования к рукам массажиста. Они должны быть теплыми, чистыми, без каких-либо воспалительных заболеваний, без украшений, с коротко остриженными ногтями. Массаж проводят через 2 часа после приема пищи. Полость рта ребенка перед проведением сеанса следует очистить от крошек и остатков пищи.

Массаж назначают курсом в 20 сеансов. Желательно проводить каждый день. После месячного перерыва курс желательно повторить. При выраженных нарушениях речи у детей длительность кура увеличивается.

В зависимости от тяжести нарушений речевого аппарата и возраста ребенка время сеанса может быть от 5 до 25 минут. Первый сеанс длится 5 минут. В дальнейшем продолжительность массажа увеличивают.

При проведении массажа ребенок должен быть спокоен, не чувствовать болевых и неприятных ощущений. К каждому ребенку необходим подход. Не следует с первых процедур укладывать его в горизонтальное положение. Лучше сделать первый сеанс в положении сидя. Со временем у детей возникает привыкание к массажу.

Если ребенок настроен негативно, на первой процедуре выполните только легкие массажные движения на лицевой мускулатуре.

Противопоказания к проведению массажа

Массаж не назначают при следующих заболеваниях:

·                     ОРВИ, ОРЗ.

·                     Герпес на губе, лице

·                     Воспалительные заболевания глаз

·                     Воспаления ротовой полости

Осторожно выполняют массаж детям с судорожным синдромом. В случае если ребенок плачет, вырывается и кричит, массаж стоит прекратить и успокоить ребенка.

Логопедический массаж в домашних условиях

Прежде чем делать ребенку логопедический массаж дома, вы должны проконсультироваться с логопедом. Профессиональный логопедический массаж включает обработку языка, которая выполняется с помощью специальных зондов. Этими приспособлениями легко поранить нежные слизистые полости рта. Лучше всего в домашних условиях пользоваться шпателем или зубной щеткой.

Рекомендуется дома выполнять массаж шеи, плечевого пояса, артикулярных мышц в комплексе с рекомендованными логопедом упражнениями. Вы должны четко знать, какой именно массаж надо выполнять – расслабляющий мышцы или тонизирующий. Обо всех изменениях следует сообщать логопеду.

Рекомендации для выполнения логопедического массажа.

1.                 Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

Применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре).

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Важно: Ребенку придать положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.

Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

·                     поглаживание от середины лба к вискам;

·                     поглаживание от бровей к волосистой части головы;

·                     поглаживание от линии лба вокруг глаз;

·                     поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;

·                     поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;

·                     поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;

·                     легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;

·                     надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

·                     поглаживание верхней губы от углов рта к центру;

·                     поглаживание нижней губы от углов рта к центру;

·                     поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);

·                     поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);

·                     поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

·                     точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);

·                     легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число массажных движений.

2.Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса.

Приемы: Энергичные и быстрые движения.

Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

·                     поглаживание лба от середины к вискам;

·                     поглаживание лба от бровей к волосам;

·                     поглаживание бровей;

·                     поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;

·                     поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

·                     сжимание подбородка ритмичными движениями;

·                     разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);

·                     перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);

·                     пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры:

·                     поглаживание от середины верхней губы к углам;

·                     поглаживание от середины нижней губы к углам;

·                     поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;

·                     пощипывание губ;

·                     легкое покалывание губ.

3.Массаж язычной мускулатуры.

Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут.

Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Массаж для расслабления мышц языка:

- точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

- вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены:

*От середины языка к его кончику и обратно.

*От центра языка влево и вправо (“ёлочка”),

*От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),

*Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,

*Пощипывание и растягивание краев языка.

*Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно.

Желаем Вам успехов!

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»