ГБОУ СОШ № 215

Как ввести звуки в речь

 

 

          Нередко учителя-логопеды и родители школьников сталкиваются с проблемой недостаточной автоматизации (введения в речь) ряда уже поставленных звуков. Иногда ребенок поступает в школу, имея в арсенале правильную артикуляцию изолированных звуков, которую необходимо закрепить как единственно возможную при произнесении. В любом случае, каждый родитель должен понимать: без участия семьи автоматизация поставленных учителем-логопедом звуков невозможна. Если Вас беспокоит будущее вашего ребенка, обучающегося в классе для учащихся с ОВЗ, Вы понимаете, что школьник неправильно произносит ряд звуков или один звук, поинтересуйтесь, какие действия предпринимает учитель-логопед для преодоления нарушения звукопроизношения у вашего ребенка. Если учитель-логопед рекомендует вводить в речь определенные звуки, вы можете использовать для закрепления правильного произнесения этих звуков чистоговорки. На данном этапе просите ребенка повторять слоги и слова не с дефектно произносимым звуком, а с новой «песенкой», воспроизводящей верную артикуляцию, поскольку просьба повторить знакомый звук чаще всего вызывает у школьника желание вернуться к дефектному произнесению. Подобным методом логопеды (в частности, Э.Я. Сизова) пользуются много лет с целью успешного формирования нового «динамического стереотипа» в сознании ребенка.

Примеры чистоговорок.

Чистоговорки со звуком [с]. Просим ребенка петь «песенку водички» (не звук [с]), повторяя слоги и слова.

СА-са-са – оса          ас-ас-ас – пас

Са-са-са – коса        ас-ас-ас-газ [c]

Су-су-су – несу        ос-ос-ос – нос

Сы-сы-сы – весы   ос-ос-ос-воз [c]

Сы-сы-сы-носы     ыс-ыс-ыс-мыс

СА-са-са – на носу оса

Су-су-су-я весы несу

Су-су-су – стадо я пасу

Ос-ос-ос-  у Сони насос

Чистоговорки со звуком [ш]. Поем «песенку змейки», повторяя слоги и слова.

Ша-ша-ша – душа         аш-аш-аш – наш

Ша-ша-ша – лапша     аш-аш-аш – ваш

Шу-шу-шу – ношу       аш-аш-аш – багаж[ш]

Ши-ши-ши – суши     ош-ош-ош – нож[ш]

Ши-ши-ши – маши   ыш-ыш-ыш – мышь

Ша-ша-ша – каша хороша

Шо-шо-шо – пишу я хорошо

Аш-аш-аш – это наш багаж [ш]

Ыш-ыш-ыш – в камышах мышь

Чистоговорки со звуком [л]. Поем «песенку самолетика», повторяя слоги и слова.

Ла-ла-ла – пила     ал-ал-ал – вал

Ла-ла-ла – смола   ал-ал-ал – канал

Ло-ло-ло – весло   ол-ол-ол – пол

Ло-ло-ло – седло   ол-ол-ол – повел

Лы-лы-лы – малы   ул-ул-ул – гул

Лу-лу-лу – столу     ул-ул-ул – стул

Ла-ла-ла – Мила мала

Ло-ло-ло – у галки крыло

Лу-лу-лу – лужа на полу

Ол-ол-ол – вот еловый пол

Ул-ул-ул – я поставил стул

Ал-ал-ал – голубой канал.

 

Чистоговорки со звуком [р]. Поем «песенку тигра», повторяя слоги и слова.

Ра-ра-ра – гора   ар-ар-ар – жар

Ра-ра-ра – нора   ар-ар-ар – вар

Ро-ро-ро – ведро  ор-ор-ор – бор

Ро-ро-ро – метро   ор-ор-ор – дозор

Ры-ры-ры – дворы   ур-ур-ур – шнур

Ру-ру-ру – беру    ир-ир-ир – мир

Ра-ра-ра – жаркая пора

Ро-ро-ро – красное ведро

Ру-ру-ру – смородину беру

Ор-ор-ор – за горою бор

Ур-ур-ур – прочный шнур

Ыр-ыр-ыр – у сыра много дыр.

На конечном этапе автоматизации можно объяснить ребенку, что он произносит не «песенки», а звуки. Далее возможен переход к букве. Уважаемые родители! Запомните! Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим.

Желаю Вам успехов в воспитании Ваших детей.

Плетнева Ирина Валерьевна.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»